PDA

Просмотр полной версии : водка, церковь и кинематограф


Анатолий Игнатьев
26.11.2007, 09:16
водка, церковь и кинематограф
л. троцкий.

два больших факта наложили новую печать на рабочий быт: восьмичасовой рабочий день и прекращение торговли водкой. ликвидация водочной монополии, будучи вызвана войной, предшествовала революции. война требовала таких неисчислимых средств, что царизм мог отказаться от питейного дохода, как от безделицы: миллиардом больше, миллиардом меньше, - разница невелика. революция унаследовала ликвидацию водочной монополии, как факт, и усыновила этот факт, но уже по соображениям глубокого принципиального характера. только с завоевания власти рабочим классом, который становится сознательным строителем нового хозяйства, государственная борьба с алкоголизмом - культурно-просветительная и запретительная - получает все свое историческое значение. в этом смысле то, по существу побочное, обстоятельство, что "пьяный" бюджет был опрокинут попутно империалистической войной, нисколько не меняет того основного факта, что ликвидация государственного спаивания народа вошла в железный инвентарь завоеваний революции. развить, укрепить, организовать, довести до конца антиалкогольный режим в стране возрождающегося труда - такова наша задача. и хозяйственные наши и культурные успехи будут идти параллельно с уменьшением числа "градусов". тут уступок быть не может.

что касается восьмичасового рабочего дня, то он является уже прямым завоеванием революции, одним из важнейших. сам по себе уже, как факт, восьмичасовой рабочий день вносит радикальную перемену в жизнь рабочего, освобождая две трети суток от фабричного труда. это создает основу для коренных изменений быта, для развития культурности, для общественного воспитания и пр., но только основу. чем правильнее будет использовано государством рабочее время, тем лучше, полнее, содержательнее сможет быть обставлена вся жизнь рабочего. в том и состоит ведь, как уже сказано, основной смысл октябрьского переворота, что хозяйственные успехи каждого рабочего автоматически означают материальный и культурный подъем рабочего класса в целом. "восемь часов для труда, восемь для сна, восемь свободных", - гласит старая формула рабочего движения. в наших условиях она получает совершенно новое содержание: чем производительнее использованы восемь часов труда, тем лучше, чище, гигиеничнее могут быть обставлены восемь часов сна, тем содержательнее, культурнее - восемь часов свободных.

вопрос о развлечениях получает в этой связи огромное культурно-воспитательное значение. характер ребенка обнаруживается и формируется в игре. характер взрослого человека ярче всего высказывается в играх и развлечениях. но и в формировании характера целого класса, - если это класс молодой и идущий вперед, как пролетариат, - развлечение и игра могут занять выдающееся место. великий французский утопист фурье*9 - в противовес христианскому аскетизму и подавлению природы - строил свои фаланстеры (коммуны будущего) на правильном и разумном использовании и сочетании человеческих инстинктов и страстей. это мысль глубокая. рабочее государство не есть ни духовный орден, ни монастырь. мы берем людей такими, какими их создала природа, и какими их отчасти воспитало, отчасти искалечило старое общество. мы ищем точек опоры в этом живом человеческом материале для приложения нашего партийного и революционно-государственного рычага. стремление развлечься, рассеяться, поглазеть и посмеяться есть законнейшее стремление человеческой природы. мы можем и должны давать этой потребности удовлетворение все более высокого художественного качества и в то же время сделать развлечение орудием коллективного воспитания, без педагогического опекунства, без назойливого направления на путь истины.

важнейшим, далеко превосходящим все другие, орудием в этой области может явиться в настоящее время кинематограф. это поразительное зрелищное новшество врезалось в жизнь человечества с невиданной еще в прошлом победоносной быстротой. в обиходе капиталистических городов кинематограф сейчас такая же составная часть жизни, как баня, пивная, церковь и другие необходимые учреждения, похвальные и непохвальные. страсть к кинематографу имеет в основе своей стремление отвлечься, увидеть нечто новое, небывалое, посмеяться и даже поплакать, но не над собственными злоключениями, а над чужими. всем этим потребностям кинематограф дает удовлетворение наиболее непосредственное, зрительное, образное, совсем живое, не требуя от зрителя почти ничего, даже простой грамотности. отсюда такая благодарная любовь зрителя к кинематографу, неистощимому источнику впечатлений и переживаний! вот где точка - и не точка, а огромная площадь - для приложения воспитательно-социалистических усилий.

то, что мы до сих пор, т.-е. за эти почти шесть лет, не овладели кинематографом, показывает, до какой степени мы косолапы, некультурны, чтобы не сказать: прямо-таки тупоумны. это орудие, которое само просится в руки: лучший инструмент пропаганды - технической, культурной, производственной, антиалкогольной, санитарной, политической - какой угодно, пропаганды общедоступной, привлекательной, врезывающейся в память, и - возможная доходная статья.

привлекая и развлекая, кинематограф уже тем самым конкурирует с пивной и с кабаком. я не знаю, чего сейчас больше в париже или нью-йорке: пивных или кинематографов? и какие из этих предприятий дают больше дохода? но ясно, что кинематограф соперничает прежде всего с кабаком в вопросе о том, как и чем заполнить восемь свободных часов. можем ли мы овладеть этим несравненным орудием? почему нет? царское правительство создало в несколько лет разветвленную сеть государственных кабаков. на этом деле оно получало до миллиарда золотых рублей дохода в год. почему же рабочее государство не может создать сеть государственных кинематографов, все более и более внедряя этот аппарат развлечения и воспитания в народную жизнь, противопоставляя его алкоголю и превращая его в то же время в доходную статью? осуществимо ли это? почему бы нет? конечно, это нелегко. но это, во всяком случае, естественнее, больше отвечает природе и организаторским силам и способностям рабочего государства, чем, скажем, попытка реставрации... водочного дела*.
/* эти строки были уже написаны, когда я в последнем имеющемся в моих руках номере "правды" (от 30 июня) нашел следующую выдержку из присланной в редакцию статьи т. и. гордеева. "кинопромышленность является крайне выгодным коммерческим делом, дающим огромные барыши. при умелом, толковом и деловом подходе кино-монополия может сыграть для оздоровления наших финансов роль, сходную с ролью водочной монополии для царской казны". дальше приводятся у т. гордеева практические соображения о том, как провести кинофикацию советского быта. вот вопрос, который действительно нуждается в серьезной и деловой разработке! л. т.

кинематограф соперничает не только с кабаком, но также и с церковью. и это соперничество может стать для церкви роковым, если отделение церкви от социалистического государства мы дополним соединением социалистического государства с кинематографом.

религиозности в русском рабочем классе почти нет совершенно. да ее и не было никогда по-настоящему. православная церковь была бытовым обрядом и казенной организацией. проникнуть же глубоко в сознание и связать свои догматы и каноны с внутренними переживаниями народных масс ей не удалось. причина здесь та же: некультурность старой россии, в том числе и ее церкви. оттого, пробуждаясь к культуре, русский рабочий так легко освобождается от своей чисто-внешней бытовой связи с церковью. для крестьянина это, правда, труднее, но не потому, чтобы он глубже, интимнее проникся церковным учением, - этого, конечно, нет и в помине, - а потому, что его косный и однообразный быт тесно связан с косной и однообразной церковной обрядностью.

Анатолий Игнатьев
26.11.2007, 09:19
У рабочего - мы говорим о массовом беспартийном рабочем - связь с церковью держится в большинстве случаев на нитке привычки, преимущественно женской привычки. Иконы висят в доме, потому что они уже есть. Они украшают стены, без них слишком голо - непривычно. Новых икон рабочий покупать не станет, но от старых отказаться не хватает воли. Чем отметить весенний праздник, если не куличом и пасхой? А кулич и пасху по привычке полагается святить, - иначе выходит голо. И в церковь ходят вовсе не по причине религиозности: светло в церкви, нарядно, людно, хорошо поют, - целый ряд общественно-эстетических приманок, которых не имеют ни фабрика, ни семья, ни будничная улица. Веры нет или почти нет. Во всяком случае, нет никакого уважения к церковной иерархии, никакого доверия к магической силе обрядности. Но нет и активной воли порвать со всем этим. Элемент рассеяния, отвлечения и развлечения играет в церковной обрядности огромную роль. Церковь действует театральными приемами на зрение, слух и обоняние (ладан!), а через них - на воображение. Потребность же человека в театральности - посмотреть и послушать необычное, яркое, выводящее из жизненного однообразия - очень велика, неискоренима, требовательна, с детских лет и до глубокой старости. Чтобы освободить широкие массы от обрядности, от бытовой церковности, недостаточно одной лишь антирелигиозной пропаганды. Разумеется, она необходима. Но непосредственное, практическое влияние ее все же ограничивается меньшинством, идейно наиболее мужественным. Широкая же масса не потому не поддается антирелигиозной пропаганде, что у нее так глубока духовная связь с религией, а наоборот, потому, что идейной-то связи и нет, а есть бесформенная, косная, не проведенная через сознание связь бытовая, автоматическая, и в том числе связь уличного зеваки, который не прочь при случае принять участие в процессии или торжественном богослужении, послушать пение, помахать руками. Вот эту безыдейную обрядность, которая ложится на сознание косным грузом, нельзя разрушить одной лишь критикой, а можно вытеснить новыми формами быта, новыми развлечениями, новой, более культурной театральностью. И здесь опять-таки мысль естественно направляется к самому могущественному - ибо самому демократическому - орудию театральности: кинематографу. Не нуждаясь в разветвленной иерархии, в парче и пр., кинематограф развертывает на белой простыне гораздо более захватывающую театральность, чем самая богатая, умудренная театральным опытом тысячелетий церковь, мечеть или синагога. В церкви показывают только одно "действо", и притом всегда одно и то же, из года в год, а кинематограф тут же, по соседству или через улицу, в те же дни и часы покажет и языческую пасху, и иудейскую, и христианскую, в их исторической преемственности и в их обрядовой подражательности. Кинематограф развлечет, просветит, поразит воображение образом и освободит от потребности переступать церковный порог. Кинематограф - великий конкурент не только кабака, но и церкви. Вот орудие, которым нам нужно овладеть во что бы то ни стало!

"Правда" N 154,
12 июля 1923 г.


*9 Фурье - см. т. VIII, прим. 2.

Л. Троцкий. Проблемы культуры. Культура переходного периода. (Л. Троцкий. Сочинения. Том 21. Москва-Ленинград, 1927)

http://souz.info/library/trotsky/trotl914.htm

vladimirov2011
26.11.2007, 23:05
анатолий игнатьев,да я вижу вы ,батенька,"троцкист"!
в 20-х годах большивики и фактический лидер революции лев троцкий-бронштейн обещали народу потерянный рай,а реально же принесли братоубийственную войну,разруху и голод.
стремясь к мировому господству,к установлению нового порядка,они старались полностью разрушить россию и превратить ее в плацдарм для мировой революции.провозглашая революцию для народа на словах , своей целью поставили уничтожения 90% населения страны,не желавшего принимать скотскую мораль марксизма-дарвинизма.чрезвычайники с их зверствами,ужасы голода ,людоедство,беспристанные обыски и реквизиции,массовые расстрелы превратили великую державу в бойню для скота.:(
троцкистами была развернута компания по разложению половой морали русского народа . в это время основательно пошатнулся институт брака.
идеологи социализма судили своим сторонникам массу радостей "свободной любви" и "полнокровное удовлетворение половых потребностей революционного класса" . была развернута целая программа по социализации женщин.большевистские вожди троцкий ,бухарин,э.склянский,антонов -овсеенко,коллонтай и мн.др. "продукты телегонии" (о телегонии упоминается в ф-ме "алк. и нарк. террор на св. руси") ,чья интимная жизнь напоминала "сплошную собачью свадьбу",служила примером имансипации. естественно,не отставали от них и многие представители среднего и низшего звена большевистского актива,особенно чекисты всех уровней.по данным,приводимым с.п.мельгуловым,многие рядовые исполнители красного террора имели по 4-5 любовниц,а износилования и надругательства над беззащитными женщинами стали в террористических учереждениях большевиков обычным явлением.приведем только один из типичных примеров.
в екатеринодаре(ныне краснодар) непосредственно распоряжением троцкого была произведена реквизиция 60 молодых девушек.часть красноармейцев ворвалась в женские гимназии,другая устроила облавы в городском саду и тут же износиловали 4 учениц в возрасте от 14 до 18 лет.около 30 учениц были уведены во дворец войскогого атамана к троцкому,другие в "старокомерческую гостиницу" к начальнику конного отряда кобзыреву,третьи в гостиницу бристоль к матросам,и все были изнасилованны,после чего часть была отведена отрядом красноармейцев в неизвестном направлении и участь их оставалась неизвестной.другая более значительная часть была подвергнута истязаниям и,наконец,брошена в реки кубань и карасунь. одна из несчастных жертв,ученица 5 класса гимназии,подверглась изнасилованию в течение 12 суток целой группой красноармейцев,после чего ее привезали к дереву,прижигали раскаленным железом и расстреляли.
...продолжение завтра...

listy
27.11.2007, 12:13
единственная мысль которая посетила после прочтения "люди уже давно знали всю правду, только забыли оповестить нас. или мы не услышали."

vladimirov2011
27.11.2007, 20:18
пишу про троцкизм не для того ,что бы показать правду,а что бы отдельные личности не выставляли высказывания идиотов, намекая на не состоятельность и пагубность влияния рпц на население россии.

vladimirov2011
27.11.2007, 21:19
:) братва,постараюсь сегодня закончить изложение .завтра пост.страсть губит вашего покорного слугу,нельзя распыляться,надо быть собранным,что бы бороться с собственными пороками.я оставлю сайт на время,надо укрепляться и очищаться духовно."как бороться если крепости нет!" в новогоднюю ночь зайду поздравлю с новым годом.:)

vladimirov2011
27.11.2007, 23:16
...продолжение..
основной же целью революции былоуничтожение христианства,прочно укоренившееся с веками в душах российского народа.к началу второй мировой войны из 77000 !!!церквей и 1115 !!!монастырей в стране оставалось 150 церквей и ни одной обители.
русский старец тихон,духовник старца паисия афонского(знаете),очень скорбел о душах,страдавших от безбожной власти вроссиии часто говорил сослезами на глазах:"россия еще несет епитимью от бога,но все переживет."
очень медленно,очень болезненно вновь приобретала россия человеческое лицо.в 1934 г. сталин запретил гомосексуализм,узаконенный в первые годы революции,в 1936 г. ввел запрет на оборты и включил их в число соц.преступлений.при сталине была запрещена проституция,а также такие непотребства,как некрофилия,зоофилия и пр.,разрешенные троцким.с возраждением морали стала возраждаться страна.но лишь к концу великой отечественной войны сталин окончательно сломил троцкизм(я не восхваляю сталина).
простите,пацаны,завтра допишу,устал...

Ivan
28.11.2007, 10:06
зравствуйте меня зовут иван. родился я в 1977 году в абсолютно аттеистической семье. побывал в октябрятах и пионерах. сама идея воспитания патриотического духа в школе абсолютно верна. но тут пришел момент снятия с нашей многострадальной родины железного занавеса. и ринулись к нам наркомафия, порнография, кинематограф с порнографией. и все это имеет больше общего с кинематографом, голливудом, современной эстрадой, чем с православной церковью. я думаю никто не будет с этим спорить, если конечно еще не разучился думать. и ринулась молодежь на пьяные, развратные дискотеки, в цыганские поселки за героином, сидела у экранов, где шэрон стоун раздвигала ноги. в том числе и я. у меня практически все друзья сидели на игле, были алкоголиками в свои какие то 20 лет, предавались разврату и делали аборты. но слава богу, господь посетил и нас. первый из всех друзей с помощью одной девушки христианки посетил храм и крестился я. молился, ходил в храм, исповедовался и причащался. все друзья смеялись надо мной, вот типа идиот.

но все в жизни меняется. сегодня все мои друзья ходят в храм, бросили все вредные привычки. имеют хорошие семьи, по одному двое детей. хорошо зарабатывают. и все это благодаря появлению у них духовного стержня, абсолютно верному пониманию всех пагубных последствий алкоголепотребления, героинопотребления, разврата и бессмысленного просиживания у экрана телевизора, через который нас пытаются сделать абсолютными дебилами. не со всеми конечно страстями еще удалось справится, но человек задавшийся целью, да еще и с божией помощью может горы двигать. это точно. я на данный момент стал православным трезвенником. дал обет трезвости на всю жизнь. также принимают обет трезвости и другие миряне и священнослужители. во исполнение указа священного синода живым примером собственной жизни и частым проповедыванием в церкви божией о пользе воздержания, ревностно содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина (указ *св. синода от 10 августа 1859 г.).

vladimirov2011
28.11.2007, 19:51
но все в жизни меняется. сегодня все мои друзья ходят в храм, бросили все вредные привычки. имеют хорошие семьи, по одному двое детей. хорошо зарабатывают. и все это благодаря появлению у них духовного стержня, абсолютно верному пониманию всех пагубных последствий алкоголепотребления, героинопотребления, разврата и бессмысленного просиживания у экрана телевизора, через который нас пытаются сделать абсолютными дебилами. не со всеми конечно страстями еще удалось справится, но человек задавшийся целью, да еще и с божией помощью может горы двигать. это точно. я на данный момент стал православным трезвенником. дал обет трезвости на всю жизнь. также принимают обет трезвости и другие миряне и священнослужители. во исполнение указа священного синода живым примером собственной жизни и частым проповедыванием в церкви божией о пользе воздержания, ревностно содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина (указ *св. синода от 10 августа 1859 г.).

:) Во истинну велик Господь и дела Его!Бог в помощь, Ivan!:)
...продолжение...
В 1943 г. был распушен III Интернационал,однако почти одновременно
Троцкий на Западе начал организацию IV тайного Интернационала,основным идеологом которого которого стал клуб "Бнай Брит",состоявший из представителей мировой финансовой олигархии.Их идеологией являются буржуазный атеизм,согласно которому человек рассматривается как товар,как скот,эволюционировавший от обезьяны,у которого нет души,нет Бога.Целью жизни выставляется наслаждение. Устав ордена запрещает его членам общение с женщинами и требует садомитства.Как и во времена Троцкого,IV Интернационал ставит задачу раскола Российского государства,развал экономики культуры,нравственности,разрушение РПЦ и уничтожение 90% населения России(а еще кто-то говорит Жданов гонит,гонит тот кто не верит)- единственого народа,который упорно держится христианской нравственности.
Для достижения своих целей эти дегенераты используют все те же излюбленные методы:насаждение эволюционизма и гуманизма,спаивание,развращение молодежи,аборты,наркоманию и неприкрытый сатанизм,которые,однако,по-новому воплотились во второй половине ХХ в.с наступлением эры сексуальной революции и детоубийства.
Благодарю за внимание,до встречи в Новом году!:)

Анатолий Игнатьев
29.11.2007, 21:26
В 1943 г. был распушен III интернационал,однако почти одновременно Троцкий на Западе начал организацию IV тайного Интернационала

IV Интернационал Троцкий создан ещё в 1938-м году в пику сталинскому Коминтерну (III Интернационалу), который действительно, был распущен в 1943 году (Сталин хотел его распустить ещё в мае 1941 года, да началась война). А Троцкий погиб за три года до этого, в результате покушения сталинского агента в августе 1940-го года.

Таким образом, у вас опять ерунда написана. Я ж говорил Вам, у Вас некроз мозга. Отдохните. Хотя, Вам это вряд ли поможет.

Троцкий был сторонником трезвости. А Ваш любимый Сталин насаждал курение и пьянство, да и сам и пил, и курил. Так что Вы уж решите, что Вам дороже: трезвость или пьянейшая из религий, трезвенник Троцкий или алкоголепийца и проалкогольный программист Сталин, симпатизировавший православию, и всё это по невежеству и дремучести своей.

Ivan
30.11.2007, 18:54
здравствуйте дорогой анатолий. хотелось бы с вами порассуждать о "самой пьяной религии" и о дремучести.

первую в русской истории проповедь "слово о пьянстве" составил ещё преподобный феодосий печерский в хi веке. в ней говорилось, что «пьянством - ангела-хранителя отгоняем от себя, а злого беса привлекаем, ибо бесы радуются нашему пьянству. в пьяном человеке бес достигает всех своих коварных желаний, ибо сам он становится бесом»
в хiii веке ученик преподобного сергия радонежского - костромской чудотворец , игумен сыпанова монастыря по имя живоначальной троицы преподобный пахомий нерехтский сотворил, по преданию, чудо - исцелил городского пьяницу, изгнав из него пьянственного беса. в последующие столетия продолжали слышаться голоса высшего монашествующего духовенства против порока пьянства. так, например, преподобный корнилий комельский воспретил уставом в своей обители употребление спиртных напитков (хvi в.).

В 1551 году стоглавый собор высказал осуждение пьянству, которое к тому времени проникло даже в монастыри. В хvii в . Патриарх никон для выработки мероприятий по борьбе с пьянством собрал особый собор (так и названный - "собор о кабаках") и издал некоторые распоряжения, ограничивающие пьянство. Затем писали проповеди против пьянства и вели открытую борьбу с ним святители димитрий ростовский и тихон задонский. Изучение истории
показывает, что пьянство как общественное явление в его крайних выражениях первоначально (со второй половины XVI века) было насильственно навязано россиянам сверху и лишь затем расширенно воспроизводилось. Это происходило как в силу мощной системы "окабачивания" населения, так, для части последующих поколений, и в силу тяжелых социальных условий (пили "с горя"), и в силу появившихся обычаев, имевших не столь уж давние корни.

подтачивая благосостояние и здоровье народа, пьянство одновременно расшатывало и само государство. московское царство, "сгубив независимые области, в самом себе не нашло никакой жизни, расшаталось и умерло среди смут, крамол и казней... жив был один лишь московский кабак...
в 1858 году население начало отказываться пить водку и стало образовывать кружки и общества трезвости с обязательством для каждого члена в течение известного времени соблюдать воздержание. этому движению сильно способствовало духовенство. так было положено начало обществам трезвости.
первые общества трезвости появились в литве, затем они возникли в губерниях саратовской, рязанской, екатеринославской, курской; были известия об их существовании из перми и сибири. с замечательной быстротой почти вся россия покрылась сетью обществ. в одних местах крестьяне решили не пить хлебного вина, принеся клятву словесно, в других - составляли письменные "приговоры" о воздержании или давали зарок с крестным целованием.

Ivan
30.11.2007, 19:17
стихийное движение за трезвость было поддержано русской православной церковью. в 1859 году святейший синод своим указом благословил священнослужителям «...живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина...». указ ободрил духовенство, и в южных губерниях, киевской и херсонской, вспыхнула новая, еще более сильная и плодотворная борьба против распространения виноторговли. доход местных откупщиков за один год понизился сразу на 100 000 рублей. в 1885 году синод предписывал епархиальным архиереям не допускать продажи спиртного на церковных и монастырских землях, что тоже внесло значительный вклад в дело утверждения народной трезвости.

доходы откупщиков резко сократились. упали доходы чиновников и полиции, которые состояли у откупщиков на содержании, поэтому они начали вести борьбу против обществ трезвости и духовенства: грозили судом, местными властями, выставляли тех, кто решился вести трезвую жизнь, бунтовщиками, врагами государства.

в апреле 1859 года откупщики жаловались министру внутренних дел на православных священников. результат обсуждения проблемы министрами были поразительны:
1. предписано было не допускать совершенного запрещения водки, так как это противно не только общему понятию о пользе употребления ее, но и постановлениям, на основании которых правительство отдало питейные сборы в акцизное содержание.
2. братства трезвости, как учрежденные без разрешения правительства, признаны были незаконными.
3. брошюру "братство трезвости" решено было изъять из типографии.
4. отобраны были книги со списками членов братств трезвости.
5. появилось предписание объявить публично в храмах, что данные прихожанами обеты относятся единственно к воздержанию от излишнего употребления напитков, а не к умеренному употреблению хлебного вина, которое не только не вредно, но даже необходимо.

6. приговоры городских или сельских обществ о запрещении употребления вина велено было уничтожить, впредь городских собраний и сельских сходов для сей цели нигде не допускать, а также не преследовать тех, кто употребляет вино умеренно для поддержания силы и здоровья, не постановлять обязательных по сему предмету приговоров, как противных закону.
борьба между откупом и народной трезвостью закончилась победой народа - откупная система была отменена. однако 1 января 1863 года откупщики устроили распродажу своей водки плохого качества по низким ценам. народ, празднуя поминки откупу, набросился на дешевку и запил по- прежнему. "гумна, - свидетельствовали современники, - очистились от хлеба, карманы - от денег, мозги - от ума, мощь и сила русского народа были потрясены".

в 1874 г. открылось общество трезвости в селе дейкаловке полтавской губернии, а в 1882 г. учредилось "согласие" трезвости в селе татеве смоленской губернии .
устав последнего объединения, устроенного сергеем александровичем рачинским ( 02.05.1833-02.05.1902 ), впоследствии послужил образцом для организации ряда церковно- приходских обществ. рачинский впервые четко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть по настоящему плодотворной только при церковном приходе.
татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ и положило начало большому движению за трезвость в русской православной церкви.

10 августа 1889 года вышел циркулярный указ синода, в котором, в частности, епархиальным преосвященным предлагалось "донести святейшему синоду, существуют ли в настоящее время, из какого числа лиц и в каких местностях общества трезвости, и в чем обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население". после выхода указа число приходских обществ трезвости в россии стало быстро расти.
по статистическим сведениям, приведенным в первом антиалкогольном адрес-календаре, к началу 1911 г. церковных обществ трезвости в империи насчитывалось 1767 . из них 461 (25 %) были открыты до 1900 г .

30 августа 1898 в санкт-петербурге при воскресенском храме было создано знаменитое впоследствии александро-невское общество трезвости. в день открытия общества в его члены было принято 150 человек, а через год численность общества достигла 3204 человек (к 1917 году было уже более 140 тысяч трезвенников). общество действовало при на базе общества распространения религиозно- нравственного просвещения в духе православной церкви.
в александро-невском обществе было организовано бюро для "приискания занятий", выдавались пособия безработным, лишившимся источника доходов по болезни или другой уважительной причине, оказывалась бесплатная врачебная и юридическая помощь. средства, помимо пожертвований и членских взносов, добывались с помощью широкой издательской деятельности. общество имело свою типографию. выходило два ежемесячных журнала и один еженедельный: "трезвая жизнь", "отдых христианина", "воскресный благовест".

к 1910 году было издано 265 названий книг и брошюр общим тиражом около 2 млн. экземпляров, причем, некоторые из книг о. александра рождественского выдержали несколько изданий: "семья православного христианина", "азбука трезвости", "памятная книжка трезвенника" и другие. в 1909 году общество трезвости своими экспонатами принимало участие в организации антиалкогольных выставок в санкт- петербурге, москве, нижнем новгороде, омске и за рубежом везде ему были присуждены высшие награды за антиалкогольную и культурно- просветительскую деятельность.
как свидетельствует отчет святейшего синода за 1908-09 гг., "первоначальные задачи александро-невского общества были скромны. это были задачи обыкновенного общества трезвости. трезвенники вместе молились, вместе поучались у своего руководителя, старались поддерживать друг друга в несении трезвенного подвига и привлекали к трезвости других, спасая от пьяной и разгульной жизни.

но с развитием деятельности александро-невского общества расширились и его задачи. понимая под трезвостью не одну частичную добродетель воздержания от спиртных напитков, но целостное христиански-органическое начало жизни, приводящее в гармоничное сочетание все творческие силы человека и предохраняющее его от подавления темными силами, названное общество направило свою деятельность на устранение самих причин и условий зарождения нетрезвости. с этой целью, не ограничиваясь разъяснением спасительной силы трезвости и гибельности пьянства, оно обратило главное внимание на возможно лучшую и правильную постановку проповеди, уясняющей истины веры и нравственности, как руководящие начала для жизни каждого христианина".
представители духовенства участвовали в первом всероссийском съезде по борьбе с алкоголизмом (санкт-петербург, декабрь 1909 -январь 1910 гг.).

в июне 1912 г. в москве с благословения святейшего синода по инициативе александро- невского общества
трезвости и московского епархиального общества борьбы с народным пьянством был устроен всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно- нравственной основе. почетным покровителем съезда был митрополит московский и коломенский, потом санкт- петербургский, а впоследствии киевский и галицкий, священномученик владимир (богоявленский; 1848-1918 ). при открытии съезда владыка арсений говорил: "в соответствующей обстановке, которую дает церковь, и под ее благодатным воздействием дающий обещания воздерживаться от пьянства укрепляется мало помалу и, наконец, совершенно отстает от этого порока. поступок ведет к привычке, привычка создает характер, а характер создает человека в полном христианском смысле этого слова". он же отметил, что работа обществ трезвости, которую возглавляют деятельные и самоотверженные пастыри, дает изумительные результаты.

Ivan
30.11.2007, 19:50
особо следует указать на вывод, к которому единодушно пришли делегаты съезда, сформулировав его в резолюции: "приходские общества трезвости при современном состоянии приходской жизни суть необходимые учреждения в каждом приходе и являются нравственно-обязательным пастырским делом каждого священника".
при широкой постановке борьбы церкви за народную трезвость требовались хорошо подготовленные кадры. в 1909 г. появляется указ синода о введении в духовных семинариях преподавания правил борьбы с алкоголизмом. "имея в виду, что воспитанникам духовных семинарий по окончании образования предстоит трудиться в звании учителей и священно- церковнослужителей, святейший синод признал желательным и необходимым знакомить воспитанников, особенно старших классов, с гибельными последствиями алкоголизма, дабы по выходе из школы на дело свое они являлись крепкими и убежденными борцами с этим народным недугом.

в этих видах святейшим синодом указано, что правлениям семинарий надлежит: а) образовать при ученических библиотеках особый отдел по борьбе с алкоголизмом, наполняя его книгами в установленном порядке; б) поручить врачу семинарии при преподавании гигиены и начал медицины в означенных классах подробно и обстоятельно выяснить ученикам все гибельные последствия для организма от неумеренного употребления алкоголя; в) озаботиться приобретением наглядных пособий для лучшего усвоения учениками гибельных пороков пьянства, в виде картин с изображением различных органов, поврежденных алкоголем; г) преподавателям пастырского руководства вменить в обязанность знакомить учеников со способами пастырской деятельности по распространению в народе трезвости посредством устройства общин трезвости и других мер борьбы с развращающим влиянием народного пьянства". (всеподданейший отчет обер- прокурора святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 гг.).

в отчете обер-прокурора святейшего синода за 1914 г. сообщается о результатах проведения в жизнь указа от 1909 г. соответствующие темы были введены в программы дисциплин: "практическое руководство для пастырей", "гомилетика", "медицина" и "психология". на лекциях демонстрировались картины, картограммы и кинофильмы. приобреталась соответствующая научно- популярная литература в семинарские библиотеки. воспитанникам излагалась история и методы борьбы с алкоголизмом.
в 1910 году синод издал подобный указ для церковно-приходских школ. учитывая, что в 1913 году церковных школ для детей в россии было 37590 и в них обучалось более 2 миллионов мальчиков и девочек, можно представить результаты введения в программы этих школ уроков трезвости. стали появляться учебные пособия для проведения таких занятий в церковно- приходских (и иных начальных) школах, часто написанные священниками.
отдельным направлением социально-педагогической работы было издание специальных трезвеннических журналов или приложений к журналам.

в указателе антиалкогольной литературы н.п.блудорова встречается 32 названия антиалкогольных журналов, приложений к журналам и периодических листков, издававшихся духовенством и обществами трезвости - церковными или в деятельности которых духовенство принимало активное участие.
священномученик епископ гомельский митрофан (краснопольский 1919) являлся председателем комиссии по борьбе с пьянством в третьей государственной думе. это обстоятельство указывает на еще одно направление церковной работы по отрезвлению народному - участие в законодательной деятельности.
к марту 1914 года "относится определение святейшего синода об установлении на будущее время повсеместно в россии ежегодного - 29 августа (ст. стиля), в день усекновения главы иоанна крестителя, церковного праздника трезвости, с производством в этот день сбора пожертвований на дело борьбы с пьянством".

18 июля 1914 г., в связи с начавшейся войной, царское правительство россии ввело запрет на продажу алкоголя и ликвидации казенных питейных заведений на время мобилизации, который был затем: продлён до окончания войны, введению запрета предшествовали, помимо активной, деятельности русской интеллигенции, трехлетние дебаты в государственной думе. результаты запрета были ошеломляющи даже для маловеров. в 1915 г. потребление сократилось до 0 ,2 литра на душу населения. производительность, труда повысилась на 9-13 %, несмотря на большое количество призванных в армию.. в начале 1915 года государственная дума утвердила на текущий год бюджет, не предусматривающий доход от продажи спиртных изделий. эти меры, получившие мощную церковную поддержку, вывели трезвенническую работу в россии на новую - высшую ступень.
газеты того времени писали: «россия осознала, что именно трезвости она будет обязана и своей победой и экономическим и духовным возрождением».

на 1 всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с народным пьянством, проходившем в москве в 1912 году архиепископ новгородский арсений сказал: «... нужно совершить переворот в умах людей, нужно радикально изменить установившееся понятие о спиртных напитках. необходимо убедить людей, что спиртные напитки - это яд для души и тела. что напиться дома, в гостях, у соседей, в праздник - является большим позором».

а дальше был 1917 год - октябрьская революция. 1918 - убийство николая 2 и его семьи. практически полное уничтожение "самой пьяной религии мира". сегодня строятся храмы, начинается восстановление традиций трезвости в русской православной церкви. и этим активно занимается всероссийское иоанно-предтеченское братство трезвости. скоро появится его сайт, приглашаем всех к сотрудничеству.

Анатолий Игнатьев
02.12.2007, 16:35
Ivan! Зачем Вы флудите?

Эта тема была посвещена статье Троцкого "Водка, церковь и кинематограф".

Идите со своим православием в другую тему.

Ivan
02.12.2007, 18:19
а все это имеет прямое отношение к трезвеннику троцкому, к церкви и кинематографу. чтобы не было субъективного мнения нужно расскрывать тему полностью. просто каждый должен понимать что же такое церковь прежде чем говорить о нем.

Ivan
02.12.2007, 21:58
значит о церкви можно говорить только плохое, не похоже ли это на какую то дискриминацию. я уважаю ваше мнение и прошу о уважении к моему.

Трезвый
02.12.2007, 22:27
если церковь кому-то помогает, а с этим спорить глупо, значит она многим нужна и ей быть!

Анатолий Игнатьев
04.12.2007, 19:12
Я требую категорически забанить флудера "Ivan" и удалить все его сообщения в данной теме.

Анатолий Игнатьев
04.12.2007, 19:17
Вместе с тем на всём протяжении борьбы с левой оппозицией Сталин упорно уклонялся от ответа на вопрос об источниках индустриализации. Единственный его "вклад" в решение этого вопроса состоял в том, что он предложил в качестве конкретного источника вложений в развитие промышленности - наращивание производства государственной водки.

Эта мера была осуществлена правящей фракцией в острой борьбе с Троцким и его единомышленниками, которые считали, что вопрос о государственной продаже водки имеет колоссальное значение, поскольку он "врезается в жизнь широких масс". Критикуя "метод постепенного, незаметного внедрения государственной водки" как вредную и недопустимую меру, Троцкий опровергал суждения о том, что эта мера является средством борьбы с самогоноварением. "Одно из двух, либо мы захотим иметь серьёзный доход, то есть производя дорого, захотим ещё дороже продавать, - тогда крестьянин предпочтет самогон; а если захотим конкурировать с самогоном, тогда побудительный фискальный мотив у нас будет отсутствовать"[15].

Троцкий требовал обсуждения вопроса о введении государственной продажи водки на партийном съезде или конференции. Это предложение большинством Политбюро было отвергнуто, вслед за чем государственное производство и продажа водки были окончательно узаконены постановлением ЦК и СНК от 25 августа 1925 года. Так началась беспрецедентная кампания по спаиванию народа.

Уже в конце 1925 года Троцкий назвал "жестокой и глубоко принципиальной ошибкой введение государственной продажи водки. Как и следовало предвидеть, прежде чем она успела обнаружить свои успехи в деле вытеснения самогона в деревне, она завоевала себе широкое поле в городе. Она подрывает материальный уровень рабочих масс. Она понижает их культурный рост. Она принижает в их глазах авторитет государства. Её фискальные выгоды ни в каком случае не покрывают тех ударов, которые она наносит хозяйству, физиологически и духовно поражая основную силу социалистического строительства - рабочий класс"[16].

Исходя из этих соображений, Троцкий на апрельском пленуме 1926 года среди поправок к проекту резолюции Рыкова о хозяйственном положении СССР отдельным пунктом выделил необходимость пересмотра вопроса о водке "на основании уже имеющегося опыта, который свидетельствует, что государственная продажа водки, играя крайне незначительную роль в деле притока средств из деревни к тяжёлой промышленности (такова была цель), врезывается в то же время серьёзной величиной в заработную плату рабочего"[17].

"Государственная промышленность теряет от водки не меньше, чем получает от водки бюджет, и в несколько раз больше, чем сама промышленность получает из бюджета. Прекращение государственной продажи водки в кратчайший срок (2-3 года) автоматически повысит материальные и духовные ресурсы индустриализации"[18], - говорилось в "Платформе" оппозиции.

В 1929 году председатель Всесоюзного совета противоалкогольных обществ Ларин привёл данные, согласно которым бюджетные поступления от продажи спиртных напитков составили 900 млн. рублей, тогда как полное прекращение их продажи только в промышленных районах должно было дать благодаря росту производительности труда дополнительную продукцию более чем на миллиард рублей. Примерно ещё 100 млн. рублей принесло бы государству уменьшение прогулов по причине пьянства, сокращение выплат страховых сумм за пожары, возникшие по вине пьяниц и т. д. В то же время рациональные расходы рабочих семей увеличились бы на несколько сот миллионов рублей.

Эти идеи нашли развитие в "контртезисах" оппозиции к XV съезду ВКП (б), где подчёркивалось, что в тезисах ЦК говорится о необходимости борьбы против пьянства вообще, но не содержится и намёка на конкретное предложение уменьшить доходные поступления от водки и сократить производственную программу винокуренной промышленности. "Деловые хозяйственные планы, годовые и пятилетние, целиком построены на росте душевого потребления водки"[19].

О справедливости этих положений свидетельствовали расчёты специалистов того времени, показывавшие, что в 1927-1928 годах в Москве расходы на спиртные напитки в расчёте на душу населения составили 50 рублей, в Ленинграде - 60, в Иваново-Воскресенске - 85 рублей. Кроме того, в 1926-1927 годах на приготовление спиртных напитков было затрачено более 2 млн. тонн хлебопродуктов, которых хватило бы на то, чтобы прокормить в течение года 10 млн. человек. В алкогольной промышленности были заняты десятки тысяч рабочих.

Вопрос о государственной водке (которую в народе в то время стали называть по имени председателя Совнаркома Рыкова "рыковкой") стал одним из пунктов разногласий между правящей фракцией и левой оппозицией. В то время, как Сталин лишь обещал отказаться от этого "временного средства необычного свойства", "как только найдутся в нашем народном хозяйстве новые источники для новых доходов на предмет дальнейшего развития нашей промышленности"[20] (а на деле по мере развития индустриализации неуклонно наращивал водочные доходы), оппозиция в своих программных документах подчеркивала, что государственная продажа водки выступает существенным препятствием на пути индустриализации.

"Государственная продажа водки введена была первоначально в виде опыта и с тем, что главная часть дохода от неё пойдет на дело индустриализации, прежде всего, на поднятие металлургии, - говорилось в "Платформе большевиков-ленинцев". - В действительности, дело индустриализации только потеряло от введения государственной продажи водки"[21]. Согласно объективным статистическим подсчётам в 1927/28 году чистый доход от торговли спиртными напитками составил 728 млн. рублей, а потери, понесённые народным хозяйством от потребления алкоголя (в результате нарушения трудовой дисциплины, увеличения брака, порчи машин, роста несчастных случаев, пожаров, драк, увечий как результата пьянства) составили 1270 млн. рублей.

См. Вадим Роговин, Была ли альтернатива? (Троцкизм: взгляд через годы), О "сверхиндустриализации", "ограблении крестьянства" и популярных, мерах http://trst.narod.ru/rogovin/t1/xlii.htm

Олег
05.12.2007, 07:19
Я требую категорически забанить флудера "Ivan" и удалить все его сообщения в данной теме.

Считаю необоснованным обвинение во флуде пользователя Ivan! У вас обыкновенная дискуссия. Оффтопа здесь не вижу! Только желательно в дискуссии не переходить на взаимную ненависть и оскорбление! Спасибо за понимание!
Олег. Модератор.

Анатолий Игнатьев
08.12.2007, 21:08
пишу про троцкизм не для того ,что бы показать правду

А для того чтобы солгать. Очень откровенно.

armaged
14.03.2008, 01:11
исходя из этих соображений, троцкий на апрельском пленуме 1926 года среди поправок к проекту резолюции рыкова о хозяйственном положении ссср отдельным пунктом выделил необходимость пересмотра вопроса о водке "на основании уже имеющегося опыта, который свидетельствует, что государственная продажа водки, играя крайне незначительную роль в деле притока средств из деревни к тяжёлой промышленности (такова была цель), врезывается в то же время серьёзной величиной в заработную плату рабочего"

была ли эта мера обоснованной? были ли другие варианты? помогло ли?